Задержанный по делу о нападении на Волкова юрист Блинов в 2023 году получил в Польше убежище на основании доната ФБК и письма от «Хартии 97»
Юрист Анатолий Блинов, который находится в Польше под арестом по делу об организации нападений на Леонида Волкова и других российских оппозиционеров, в 2023 году получил там политическое убежище. Это следует из переписки Блинова и бизнесмена Леонида Невзлина, изученной «Медиазоной». Адвокат Богумил Зигмонт подтвердил журналистке Haaretz Лизе Розовской, что Блинов получил статус в начале сентября 2023-го.
По словам адвоката, среди предоставленных ими оснований для получения убежища были письмо от издания «Хартия 97» и два доната ФБК. «Хартия 97» — беларусский оппозиционный сайт, который спонсируется основанным Невзлиным фондом Cooperation for Democracy Foundation. По информации адвоката, 6 июня и 16 июня 2023 года Анатолий Блинов перевел два доната в пользу Anti-Corruption Foundation Inc — каждый по 5 000 долларов.
Леонид Волков сказал «Медиазоне», что ФБК было известно об этом переводе, поскольку в случае пожертвований на суммы от 5 000 долларов фонд обязан присылать отправителю отдельное письмо для налоговой службы. И когда стали известны подробности о переписках Блинова с Невзлиным, в ФБК обнаружили эти переводы.
«А какое происхождение денег на этом счету? Откуда они могли к нам отправиться? Кто их ему дал?» — задается вопросами Волков.
Информацию об этих переводах Блинова, по его словам, передали польскому следствию вместе с переписками. Но следователи не спешили допрашивать его, несмотря на статус потерпевшего. Сейчас допрос назначен на 12 декабря.
Получение убежища в Польше обсуждалось в переписке Анатолия Блинова с Леонидом Невзлиным, на основе которой ФБК опубликовал свое расследование нападения на политика Леонида Волкова, экономиста Максима Миронова и его жену Александру Петрачкову. «Медиазона» изучила этот архив переписки, материал с его анализом будет опубликован 27 ноября.
Блинов еще в 2018 году был объявлен в России в розыск по статье 193.1 УК. У него долгое время не было легального статуса в Евросоюзе. С лета 2023-го, судя по переписке с Невзлиным, он путешествовал с поддельным паспортом гражданина Латвии на имя Сергея Штурбы.
В сентябре Блинов писал, что в Польше наконец-то вынесено положительное решение по его убежищу.
— Все закончено, я поляк) — радуется Блинов.
— Причитается с вас)) — отвечает Невзлин.
Упомянутая в переписке «Маша» — это, судя по перепискам, Мария Соленова из помогающей украинцам организации Action4life, которую спонсирует Невзлин. На вопросы «Медиазоны» Соленова пока не ответила.
Дмитрий — вероятно, бывший полицейский из Риги Дмитрий Челебий, через которого Блинов проворачивал большинство своих операций в Латвии. Блинов очевидно пересылает Невзлину сообщение от него. Обрывок разговора на скриншоте касается открытия для Невзлина счета в латвийском банке, о котором пытались договориться в сентябре 2023-го.
Анатолия Блинова задержали через несколько часов после выхода расследования ФБК, уточняет адвокат. Суд отправил его под арест на три месяца. Блинова обвиняют в нескольких преступных эпизодах, в том числе, в организации нападения на Волкова в связи с его политической деятельностью (часть 1 статьи 18 и часть 1 статьи 119 УК Польши).
Всего в деле сейчас восемь обвиняемых, сообщили «Медиазоне» в национальной прокуратуре Польши. Помимо гражданина России Блинова это один гражданин Беларуси (он находится под стражей) и шестеро поляков-исполнителей (они сотрудничают со следствием и были выпущены на свободу).
Сам Блинов показаний пока не дает. В конце ноября через адвоката он передал публичное обращение к Михаилу Ходорковскому, в котором написал, что находится под арестом «вследствие прямого оговора гражданином Белоруссии и информационного вранья, распространяемого гражданином России».
Свое положение он назвал «критическим» и попросил у Ходорковского помощи «в сборе возможного залога и оплаты услуг адвоката», чтобы «предоставить следствию необходимые доказательства моей невиновности и непричастности Л. Б. Невзлина к данным обвинениям». Ходорковский назвал письмо «очевидной провокацией» со стороны «фсбэшного агента».