В июле 2022 года Алексея Горинова приговорили к семи годам колонии по делу о военных «фейках» из-за антивоенного выступления на собрании муниципальных депутатов. Через два месяца срок сократили на один месяц.
Через два месяца после этапа в колонию депутата поставили на профучет как «склонного к побегу», а после этого систематически отправляли в ШИЗО. Весной прошлого года дневальный начал вслух зачитывать письма, которые Горинову присылали сторонники, и обсуждать их с сокамерниками.
В колонии Горинов почти сразу заболел, но ему отказались оказывать медицинскую помощь. Впоследствии Горинов неоднократно не мог добиться помощи врачей и даже безопасных условий содержания.
Когда защита все же добилась обследования Горинова в гражданской больнице, у депутата обнаружили признаки серьезного заболевания. Вскоре после этого администрация колонии начала лишать Горинова сна, а затем поставили на учет как «склонного к суициду».
Осенью прошлого года стало известно, что против Алексея Горинова возбудили еще одного дело — об оправдании терроризма (часть 1 статьи 205.2 УК). Вчера суд начал рассматривать это дело по существу.
В зал Горинов приехал с антивоенным плакатом, на робе бирка с именем заклеена пацификом.
На прошлом заседании прокуратура огласила суть обвинения: якобы зимой прошлого года, находясь на лечении в тюремной больнице, Горинов пытался сформировать у соседей по палате «идеологию терроризма», оправдывая подрыв Крымского моста, а также действия батальона «Азов» и спецподразделения ГУР «Кракен».
Сам Горинов рассказал, что он уже почти вылечился, когда 31 декабря 2022 года его посадили в палату с рецидивистами. 1 января в палату внесли телевизор, по которому постоянно показывали новости с федеральных каналов, а соседи по палате, на которых была установлена прослушка, провоцировали его на обсуждения.
Против Горинова дали показания его бывшие соседи по палате — Павел Бритиков, осужденный за грабеж, и Николай Медведев, отбывающий срок за изнасилование. Оба после соседства с Городовым получили поощрения от администрации колонии. Их показания во время допросов совпадали даже в формулировках.
С получасовой задержкой в зал заводят Алексея Горинова. Он благодарит присутствующих за то, что они пришли, и шутит: «Видите, как курс рубля упал после заседания вчерашнего?».
Горинов рассказывает, что вчера и сегодня у него изъяли плакаты. «Вместо высказывания у меня сегодня вот такие протокольчики», — показывает Горинов акты изъятия. Депутату передают привет от правозащитника Олега Орлова.
Горинов рассказывает, что вчера вопреки обещанию судьи приехал к отбою, не успел поесть и отдохнуть. С утра он «выпросил» кашу. Депутат говорит, что не готов к сегодняшнему заседанию из-за усталости и будет просить его перенести.
Алексей Горинов рассказывает судье, что «очень поздно попал в камеру». Его держали, «как всегда, в гадюшном помещении», и к заседанию он не готов.
Он просит перенести заседание на понедельник, чтобы создать условия для «нормального участия в процессе».
«Два года выдавливали дело, и мы сейчас куда-то гоним», — объясняется Горинов. Адвокат Алена Савельева поддерживает своего подзащитного, прокурор Светлана Рыгалова против — нет сведений, что Горинов по состоянию здоровья не может участвовать в процессе. Она согласна на перерыв для общения Горинова с адвокатом.
Откладывать заседание судья Роман Владимиров не намерен, но позволяет 15 минут Горинову пообщаться с адвокатом.
По видеоконференцсвязи подключают 46-летнего свидетеля Андрея Гоняшина. На вопрос о гражданстве Гоняшин отвечает: «Русский». Гоняшин работает оператором автоматических линий в организации «Мобильный дом», судим.
Свидетель рассказывает, что знаком с Гориновым: они вместе находились в палате тюремной больницы. Гоняшин говорит, что у него нет личной неприязни к Горинову и мотива его оговаривать. Горинов замечает, что слышал от Гоняшина, что «за свои слова он должен ответить».
Гоняшин вспоминает, что был в больнице на новогодних праздниках в 2022-2023 годах из-за того, что «плохо себя чувствовал». Точных дат он не помнит, номер палаты тоже: «Плохая память на цифры». Кто кроме Горинова еще был в палате, Гоняшин вспоминает с трудом: «По-моему, Медведев что ли. Нас было всего трое».
Гоняшин рассказывает, что Горинов «возомнил себя вторым Навальным: политический заключенный, все против него, а он один правду рубит». Когда осужденные смотрели телевизор, по словам Гоняшина, депутат оправдывал взрыв Крымского моста, а русских людей на Донбассе, президента и российские войска называл фашистами. «Типа это война, мы на них напали, и они типа защищаются», — говорит Гоняшин.
Гоняшин называет Горинова «этот человек» и только в ответ на вопрос прокурора: «Вы знаете его фамилию?», произносит ее.
«Кто ж не знает», — усмехается Горинов в клетке.
Гоняшин продолжает рассказывать о своем общении с Гориновым. Свидетель утверждает, что «приводил Горинову исторические справки», но депутат «настаивал на своей позиции и был убедителен». По словам Гоняшина, с Гориновым разговаривал только он, хотя третий осужденный в палате «тоже был в шоке» от того, что говорил Горинов.
Гоняшин не помнит, давал ли следователь послушать аудиозапись разговоров с Гориновым. В то же время свидетель не может вспомнить, говорил ли депутат про «Азов» и «Кракен». «Я знаю, что он оправдывал полностью то, что делает Украина против нас», — замечает Гоняшин.
Свидетель недоволен вопросом адвоката Горинова о количестве его судимостей, но отвечает, что их четыре. Свидетель не может вспомнить, в какие даты в палате был еще один осужденный Медведев. По словам Гоняшина, его перевели в палату, когда Горинов там уже был, а Медведева привели в тот же день, но позже.
Свидетель отмечает, что трое осужденных в палате всегда были вместе, в том числе ходили на процедуры и в туалет. Чуть позже Гоняшин все же уточняет, что следователь демонстрировал ему аудиозапись разговоров Горинова с другими осужденными. При этом свидетель утверждает, что не знал, что в палате велась аудиозапись.
«Инициатором» разговоров об Украине, по словам Гоняшина, «был телевизор». «Лежат трое в палате, смотрят новости, там показывают какие-то события. Завязывается разговор, каждый свою точку зрения высказывает», — объясняет свидетель.
По словам Гоняшина, он пытался переубедить Горинова, но понял, что «это бесполезно»: «У него сформирована точка зрения по этому поводу».
Горинов спрашивает, на какой срок Гоняшин был осужден в последний раз. Свидетель снова недоволен и просит судью не отвечать на этот вопрос. Горинов отвечает сам: «На 16 лет».
Гоняшин говорит, что сейчас он отбывает наказание в виде ограничения свободы. «Я не понимаю, какое отношение это имеет к делу, ваши вопросы», — злится свидетель.
Горинов спрашивает, был ли Гоняшин дневальным и объясняет, что «эти люди сотрудничают с администрацией». Свидетель отвечает, что дневальным он не был.
Судье Роману Владимирову не нравятся вопросы Горинова. «Я несколько вам позволил задать, но достаточно», — вмешивается судья.
Судья уточняет, была ли в палате ситуация, когда Горинов обнаружил подслушивающее устройство. Гоняшин говорит, что не понимает, о чем речь.
Горинов также интересуется, знаком ли Гоняшин с Бритиковым и Мягким. Он отвечает: «В первый раз слышу». Горинов уточняет у Гоняшина, чем тогда он может объяснить одинаковые показания с другими свидетелями. Судья вопрос снимает.
Одну из слушательниц предупреждают, что видеосъемку вести нельзя, но не удаляют из зала заседания.
Из-за «существенных противоречий» прокурор Светлана Рыгалова ходатайствует об оглашении показаний Гоняшина, которые он давал следователю. Вопреки возражениям Горинова и его адвоката, суд удовлетворяет ходатайство.
Гоняшина допрашивали 13 ноября 2023 года. Исходя из его показаний, в последний раз он был осужден по статьям 228 УК (Незаконный оборот наркотиков) и 232 УК (организация или содержание наркопритона) на 16 лет колонии строгого режима.
Гоняшин рассказывал следователю, что Горинов показался ему «либералом, пропитанным западной пропагандой». В показаниях также упоминаются обстоятельства разговоров с Гориновым более конкретно. Тот, как следует из слов Гоняшина, говорил про «Кракен» и «Азов».
Показания Гоняшина в части высказываний Горинова действительно совпадают с показаниями других свидетелей, озвученными на вчерашнем заседании. Исходя из протокола допроса, Гоняшин слушал аудиозапись у следователя, распознал на ней голоса Горинова и Медведева, а кроме того, вспомнил даты этих бесед.
После оглашений показаний Гоняшин уточняет, что «узнал, что что-то записывалось, когда к следователю позвали».
В остальном он «подписывается под каждым словом». «Время прошло, у меня сумбур небольшой, сейчас вы освежили мне память», — говорит Гоняшин.
На вопрос судьи Гоняшин еще раз говорит, что «без понятия», почему показания свидетелей совпадают.
Адвокат Савельева уточняет, как проходил допрос. В показаниях не написано, что со слов Гоняшина «записано верно».
Гоняшин снова злится: «Пришлите мне, я добавлю, что там надо». По его словам, следователь не давал ему подписать готовый документ, а записывал ответы на его вопросы.
Адвокат Савельева просит огласить характеристику на Гоняшина, поскольку «это имеет прямое отношение к вопросу отсутствия или наличия провокаций».
Савельева начинает перечитывать протокол допроса, чтобы уточнить вопрос, и вдруг замечает, что в показаниях Гоняшина сказано: «На мои и Мягкого вопросы…». Гоняшин при этом говорил, что лежал в палате с Медведевым. Это может свидетельствовать о том, что показания свидетелей были просто продублированы следователем.
Суд просит сначала закончить допрос свидетеля. Савельева просит уточнить, о каких вооруженных формированиях ВСУ якобы положительно отзывался Горинов. Гоняшин в ответ замечает, что «только что прочитали его показания».
Прокурор говорит, что место нахождения свидетеля Мягкого установить не удалось, поэтому сторона обвинения отказывается от этого свидетеля. Допрос Гоняшина закончен.
После допроса прокурор начинает оглашать материалы дела. Исходя из них, 27 июля 2023 года начальник УФСБ России по Владимирской области направил результаты оперативно-розыскной деятельности в СК как основание для возбуждения против Горинова уголовного дела.
Затем суд переходит к исследованию стенограммы аудиозаписи разговоров в палате — оно будет проходить в закрытом заседании. Слушателей просят покинуть зал.
После исследования стенограммы в зал вновь запускают слушателей.
«Это вас удалили, чтобы всю эту нецензурщину не слушать, которую я слушал 40 дней», — шутит Горинов.
Прокурор возвращается к изучению материалов дела. В деле есть протокол осмотра «места происшествия» — палаты, где лежал Алексей Горинов.
Защита также просит исследовать не оглашенное в суде заключение специалистов и характеристику Горинова от психолога.
В характеристике говорится, что в разговорах с другими осужденными Горинов не был инициатором бесед о политике. Кроме того, психолог описывает как адекватного и уравновешенного человека с хорошими интеллектуальными способностями, который «старается избегать участия в конфликтных ситуациях».
Оформите регулярное пожертвование Медиазоне!
Мы работаем благодаря вашей поддержке